Взросление ребенка всегда происходит через познание окружающего мира. Родители маленьких детей замечают, как быстро бежит время – вот только недавно их кроха не могла покинуть пределы кроватки, а теперь этот малыш уже бегает по дому, активно изучая все на своем пути.
Обычно именно на этом этапе мамы и папы сталкиваются с необходимостью объяснить ребенку понятие «нельзя».
Как же правильно это сделать?
Запреты для детей 1–3 лет
Беспокойство родителей о здоровье малыша заставляет устанавливать запреты на те или иные действия ребенка. Некоторые предпочитают оградить свое чадо от всего подряд, например, усаживая малыша в манеж на длительное время.
Однако, тем самым можно замедлить развитие ребенка. Ведь в этом возрасте дети активно ползают, бегают, пытаются добраться до интересующих вещей совсем не потому, что им не хватает воспитания, — это способ знакомства с окружающим миром.
Лучшим выходом будет разрешать ребенку изучать предметы, но под присмотром, а запреты стоит оставить для действий, угрожающих жизни и здоровью малыша.
Как правильно запрещать
- Пользоваться словом «нельзя» стоит, обосновывая причину запрета. Даже маленькие дети в состоянии воспринимать элементарные объяснения, но не нужно ожидать, что ребенок поймет слово «нельзя» и причину запрета с первого раза.
У родителей должна быть готовность к тому, что объяснять придется терпеливо и настойчиво. - Ребенок может еще не понимать значений слов, но интонацию и мимику улавливают даже самые маленькие дети. Поэтому произносить запрещающие слова нужно серьезно и решительно.
Даже если ситуация достаточно комичная, улыбаться не нужно. Ведь улыбка на лице мамы – это знак одобрения действий ребенка. - Родителям стоит выработать определенную реакцию на запретные поступки. Ребенку трудно будет понять, чего от него хотят, если в сходных ситуациях родители то ругают его, то смеются, то игнорируют его действия.
Также должно присутствовать единое мнение между всеми членами семьи насчет запретов. - Пользоваться словом «нельзя» стоит в исключительных случаях. Если сильно часто повторять это слово, то ребенок перестанет его воспринимать.
Для менее важных по значимости запретов лучше подобрать слова-заменители, например «не надо». - Если на спокойное «нельзя» у ребенка нет реакции, то можно усилить эффект дополнительными действиями, например, произнеся громкий звук или топнув ногой.
Однако не нужно прибегать к оскорблениям. Обижаться на ребенка также не имеет смысла.
Чтобы не тормозить развитие малыша не нужно постоянно запрещать малышу, например, бегать, прыгать или кричать.
Прибегая ограничению некоторых действий ребенка, нужно помнить, что запреты не должны идти вразрез с естественными детскими потребностями.