Нередко случается так, что родители даже самых послушных детей задаются вопросом о том, почему же их малыш потерял интерес к обучению и как ему помочь.
- усталость, стресс;
- конфликты в коллективе;
- отсутствие взаимопонимания с педагогом;
- недостаток мотивации.
В любом случае родителям следует осознать, что ребенок не виноват в собственном отношении к образовательному процессу.
Поведение сына или дочери – это лишь следствие сложившихся обстоятельств или ошибок, допущенных взрослыми. Истерикой, криками и упреками можно только усугубить ситуацию и оттолкнуть от себя ребенка.
Первым шагом на пути к исправлению ситуации станет спокойствие родителя, взявшего себя в руки.
Прежде чем предпринимать какие-либо действия, стоит выяснить причину нежелания учиться. Делать это не стоит методом допроса. Лучше подобрать момент для разговора по душам.
Главное, выслушать ребенка внимательно, не перебивая и не выражая недовольства ситуацией. Когда причина прояснится, можно переходить к устранению проблемы.
Если виной всему усталость либо стресс
Ребенок может просто не справляться с большой нагрузкой. Главными признаками умственной, эмоциональной усталости является наличие рассеянности, забывчивости, невнимательности.
В этом случае следует оградить ребенка от избытка новой информации. Лучше занять время прогулками и подвижными играми на свежем воздухе.
Если же, наоборот, присутствует физическая усталость (об этом скажут расстройства сна, апатия), то нужно сократить число дополнительных занятий в спортивных секциях.
Конфликты со сверстниками
Ребенку может быть совсем не до учебы, если он постоянно конфликтует со своими одноклассниками.
Коллектив может не принимать ребенка по разным причинам. Чаще всего это происходит из-за наличия каких-либо особенностей, ярко выделяющих его среди остальных. Кроме того, у ребенка может быть недостаток коммуникативных навыков.
Проблемы взаимоотношений между родителями в семье могут приводить к тому, что ребенок в школе становится либо чрезмерно агрессивным, либо, напротив – подавленным, не умеющим отстаивать свое мнение.
Ребенку можно помочь в такой ситуации, спокойно, разъясняя правила поведения в обществе: почему с окружающими необходимо считаться.
В более запущенных случаях родителям может понадобиться помощь классного руководителя или школьного психолога.
Взаимоотношения с педагогами
Потерять интерес к предмету ребенок может из-за антипатии к педагогу.
Здесь стоит разобраться в объективности жалоб ребенка. Бывает, учитель кажется ребенку настоящим мучителем, потому что требует выполнения заданий, контролирует дисциплину. В этом случае ребенка нужно не просто выслушать, а принять его чувства и подтолкнуть к самостоятельному выходу из ситуации.
Ошибкой будет резко вставать в защиту преподавателя или потакать ребенку в неуважительном отношении к старшим.
Разобравшись, как сложился конфликт, следует попросить ребенка смоделировать альтернативную ситуацию с благоприятным концом (что нужно было сделать, чтобы учитель не ругался?).
Реже бывает, что учитель действительно был неправ. В этом случае лучше поговорить с классным руководителем.
Недостаток мотивации
Как прибавить мотивации к действиям?
Лучше всего дать ребенку почувствовать вкус успеха, то есть соразмерно поощрять достижения.
Дети должны понимать, ради чего они трудятся. Причем объяснения вроде «это поможет тебе в будущем» не работают, ведь детям тяжело связывать невыученный урок и далекое будущее.
А вот какие-либо приближенные к реальности блага могут сработать.